1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с компетенцией дошкольной образовательной организации по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования, установленной частью 13 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Нормативной правовой основой для создания и функционирования внутренней системы оценки качества являются: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»; - постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384); - приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2013 г., регистрационный №28908); - приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (заре-гистрировано в Минюсте России 28 января 2014 г., регистрационный №31135); - приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2015 г., регистрационный №35837); - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., регистрационный №30038); - приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистрационный №30550); - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиоло- гические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2013 г., регистрационный №28564) - Уставом МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Кустук» 1.3. В настоящем положении используются следующие понятия: - качество дошкольного образования – это соответствие системы дошкольного образования, созданной в ДОО, происходящих в ней процессов (образовательного процесса, процесса присмотра и ухода за детьми), созданных условий и достигнутых результатов (в том числе, планируемых результатов освоения основной образовательной программы) ожиданиям и требованиям государства (выраженных, прежде всего, во ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей началь-ной школы; - оценка качества дошкольного образования – определение степени соответствия процессов, происходящих в системе дошкольного образования, созданных условий и полученных результатов образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми установленным требованиям; - уровень качества – степень достижения установленных требований; - система оценки качества дошкольного образования – совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о соответствии установленным требованиям и ожиданиям общества, государства, различных групп потребителей процессов, происходящих в системе дошкольного образования, созданных в ней условий и полученных результатов; - внутренняя система оценки качества дошкольного образования (далее – ВСОКО) – совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования в педагогической системе «детский сад», а также система управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения основной образовательной программы дошкольного образования, условий ее реализации и эффективности составляющих ее подпрограмм / компонентов; - внешняя система оценки качества дошкольного образования – оценка качества дошкольного образования в педагогической системе «детский сад» извне – со стороны учредителя и органов управления образованием регионального и федерального уровня (государственная оценка), а также со стороны потребителей образовательных услуг (независимая оценка качества образования); - критерии оценки качества – формализованные (количественные) или неформализованные (описательные) существенные качественные характеристики, признаки образовательного процесса, процесса присмотра и ухода, созданных для этих процессов условий, а также результатов дошкольного образования, на основании которых проводится оценка; - показатели оценки качества – значения критериев, отражающие достижение установленных требований, или правила определения степени их достижения, или данные, по которым можно судить о степени достижения того или иного критерия оценки качества. В настоящем положении используются следующие сокращения: - ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - ООП– основная образовательная программа; - ДО – дошкольное образование; - ДОО – дошкольная образовательная организация; - СанПиН – санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049- 13. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы системы оценки качества образования 2.1. Цели ВСОКО: • получение объективной и достоверной информации о качестве образования в дошкольной образовательной организации, а также причинах, определяющих качество образовательного процесса, его результатов, условий образования, созданных для реализации образовательных программ дошкольного образования; • обеспечение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО через принятие управленческих решений на основе оценки качества образовательного процесса, его результатов и условий образования; • предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования в ДОО; • создание возможностей для объективного прогнозирования развития ДОО. 2.2. Задачи ВСОКО - формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к их измерению; - формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации образовательной программы дошкольного образования и мониторинга качества образования; - определение соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной образовательной программы дошкольного образования; - определение степени соответствия образовательной программы дошкольного образования нормативным требованиям; - обеспечение доступности качественного дошкольного образования; - оценка уровня индивидуального развития воспитанников; - выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОО; - содействие непрерывному профессиональному развитию педагогов ДОО, обеспечивающих реализацию ООП; - расширение общественного участия в управлении образованием в ДОО; - содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. Принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей (учредитель, родительская общественность, социальные партнеры); - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; - повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - действенности оценки качества, проявляющийся в реальных последствиях выявления недочетов, сбоев в работе ДОО; - гласности оценки качества, выражающийся в своевременном освещении направлений и критериев оценки качества, инструктировании участников оценки по существу вопросов оценки качества, доступности результатов оценки качества до всех заинтересованных участников оценки; - систематичности и всесторонности оценки качества, означающий осуществление оценки в системе и охват всех направлений деятельности ДОО; - оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - инструментальности и технологичности используемых критериев и показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - минимизации системы критериев и показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОО. 2.4. Функции: - контрольно-диагностическая: ВСОКО определяет соответствие состояния образовательного процесса нормативным документам федерального и регионального уровня, распоряжениям учредителя; выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменений явлений, в отношении которых будут приняты управленческие решения; позволяет выяснить не только сложившееся состояние дел, но также причины этого состояния; - информационная: ВСОКО обеспечивает необходимой информацией субъекты образовательного процесса (педагогический коллектив, родителей воспитанников) и внешних пользователей (органы управления образованием, общественные организации и т.п.) - рефлексивная: ВСОКО позволяет получить «обратную связь» от участников образовательного процесса - мотивационная: ВСОКО мотивирует субъектов образовательной деятельности на повышение качества образования - прогностическая: на основе результатов оценки качества строится система управленческих решений и прогнозируется результат их исполнения интегративная: ВСОКО – один из системоообразующих факторов, обеспечивающих комплексную характеристику процессов, происходящих в системе ДО, тесно взаимосвязанных со всеми функциями управления (анализом, планированием, организацией, коррекцией). 3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования 3.1. Организационной основой осуществления процедуры ВСОКО является данное положение и план реализации ВСОКО на учебный год и обязателен для исполнения всеми работниками образовательной организации. В плане конкретизируются вопросы оценки качества по всем направлениям с учетом задач работы ДОО, определенных в Годовом плане образовательной работы, а также форма, сроки и ответственные за организацию мероприятий по оценке качества. 3.2. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, службу (группу) мониторинга ДОУ, временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов, комиссии и др.). 3.3. Администрация дошкольного учреждения: формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего дошкольного учреждения иконтролирует их исполнение; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в дошкольном учреждении, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения; организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системыоценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, самообследование деятельности образовательного учреждения, публичный доклад заведующего); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО; 3.4. Служба (группа) мониторинга: разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения; участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельностипедагогов дошкольного учреждения; содействует проведению подготовки работников дошкольного учреждения и общественныхэкспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развитиявоспитанников и формируют предложения по их совершенствованию; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатамоценки качества образования на уровне дошкольного учреждения. 3.5. Совет педагогических работников дошкольного учреждения: принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении; участие в оценке качества и результативности труда работников дошкольного учреждения, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами дошкольного учреждения; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно- гигиенического режима в дошкольном учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности дошкольного учреждения. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Направлениями ВСОКО являются: • оценка качества процессов (образовательного и процесса присмотра и ухода за детьми), реализуемых в педагогической системе «детский сад»; • оценка качества условий, созданных для образования детей дошкольного возраста, а также присмотра и ухода за ними; • оценка качества результатов дошкольного образования. 4.4. Инструментами ВСОКО являются: - мониторинг; - контроль. В системе оценки качества используются целевые и сопутствующие виды контроля. К целевым видам контроля относятся оперативный, тематический, итоговый контроль, взаимо и самоконтроль. Сопутствующими видами контроля являются самоанализ, диагностика и информация; - динамический анализ – анализ изменений установленных показателей по критериям оценки образовательного процесса, условий его реализации и достигнутых результатов; - сопоставительный анализ установленных показателей по одним и тем же критериям в разных возрастных группах ДОО; - SWOT-анализ внутренних и внешних факторов, определяющих качество дошкольного образования. К внутренним факторам можно отнести сильные свойства процесса или его условий, дающие преимущества в достижении высоких показателей качества, и слабые стороны процесса и условий, препятствующие повышению качества образования. Внешние факторы представляют собой совокупность вероятных дополнительных возможностей для повышения качества и вероятных угроз, которые могут осложнить достижение поставленных целей. 4.5. При реализации ВСОКО могут использоваться следующие методы: - экспертное оценивание, - тестирование, - анкетирование, - наблюдение различных форм образовательного процесса, - интервьюирование, - анализ документации и т.д. 4.6. Объектами ВСОКО являются: - содержание образовательного процесса и образовательной деятельности; - содержание процесса присмотра и ухода за детьми; - условия реализации ООП; - условия, созданные для организации присмотра и ухода за детьми; - результаты дошкольного образования (количественные и качественные). 4.7. Субъектами ВСОКО являются: - административные и педагогические работники, - представители родительской общественности. 4.8. Предметом системы оценки качества образования являются: качество условий реализации ООП образовательного учреждения. качество организации образовательного процесса. качество результата освоения ООП образовательного учреждения. 4.9. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур оценки качестваобразования. 4.9.1. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО образовательногоучреждения включает в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям наличие системы психолого-педагогической оценки развития обучающихся, его динамики, в томчисле измерение их личностных образовательных результатов. наличие условий для медицинского сопровождения обучающихся в целях охраны и укрепленияих здоровья; наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обученияобучающихся, инклюзивного образования (в случае его организации); наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП, в том числев плане взаимодействия с социумом; оценка возможности предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам,вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня ит.п.). динамика состояния здоровья и психофизического развития обучающихся; 2) требования к кадровым условиям укомплектованность кадрами; образовательный ценз педагогов; уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК); динамика роста категорийности; результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); наличие кадровой стратегии. 3) требования материально-техническим условиям оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиямиСанПин; оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов; информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения) 4) требования к финансовым условиям - финансовое обеспечение реализации ООП бюджетного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания. 5) требования к развивающей предметно-пространственной среде соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе ДОУ и возрастным возможностям обучающихся; организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (транспортируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); наличие условий для инклюзивного образования (в случае его организации); наличие условий для общ ения и совместной деятельности обучающихся и взрослых (в том числе обучающихся разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 4.9.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включаетв себя: - результаты лицензирования; - оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий; - обеспеченность методическими пособиями и литературой; - эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализаежегодных публичных докладов; - оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций,анкетирование родителей; - участие в профессиональных конкурсах разного уровня; - уровень освоения обучающимися предметно пространственной среды. 4.9.3. Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП ДО включает в себя: - наличие экспертизы психолого-педагогических условий реализации образовательной Программы; наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие уровня развитияобучающихся возрастным ориентирам; наличие системы комплексной психолого-педагогического диагностики, отражающей динамикуиндивидуального развития детей; наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; динамика показателя здоровья детей; динамика уровня адаптации детей раннего возраста; уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОУ. 4.10. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. 4.11. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. 4.12. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются решением педагогического совета и утверждаются приказом заведующего ДОУ. 5. Заключительные положения 5.1. В результате реализации ВСОКО в дошкольной образовательной организации должныбыть: - получена объективная информация о функционировании и развитии педагогической системы «детский сад», реализации в нем образовательного процесса и процесса присмотра и ухода за детьми; - выявлены позитивные и (или) негативные факторы, влияющие на качество образования в ДОО; - предоставлена достоверная информация о качестве образования в ДОО всем участникам образовательных отношений и общественности; - приняты управленческие решения по совершенствованию качества образования и повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - составлен прогноз развития системы дошкольного образования в ДОО. 5.2. По итогам анализа полученных данных ВСОКО готовятся соответствующие документы, включающие в себя: материалы ВСОКО (карты, шкалы оценок), справку о результатах оценочных процедур, рекомендации, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проведении оценки качества. 5.3. Принцип гласности в построении ВСОКО обеспечивается путем предоставления ин- формационных материалов по оценке качества: - педагогическим работникам (на заседаниях педагогического совета, производственных совещаниях, общих собраниях); - родителям (законным представителям) детей и представителям общественности (информационные стенды, сайт ДОО); - учредителю ДОО (посредством публикации публичного доклада о качестве образования в ДОО на сайде дошкольной организации). 5.4. Результаты оценки качества являются основанием для принятия административныхрешений в ДОО.