1. Общие положения 1.1. Положение о работе с одаренными детьми в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Кустук» (далее – Положение) регулирует цели и задачи работы с одаренными детьми в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Кустук» (далее – образовательная организация), распределение функций между должностными лицами и формы работы с одаренными детьми в образовательной организации. 1.2. Положение составлено в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом 03.04.2012 № Пр827, Уставом образовательной организации, программой развития МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Кустук» на 2020–2023 годы. 1.3. Основные понятия, используемые в Положении: одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 2. Цели и задачи работы с одаренными детьми 2.1. Цели работы с одаренными детьми: создание условий для развития одаренности воспитанников и поддержки одаренных детей, повышения качества их обучения, расширения возможностей развития индивидуальных способностей; создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей. 2.2. Задачи работы с одаренными детьми: выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности воспитанников; составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников; работа воспитателей по индивидуальным маршрутам; использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной деятельности детей; организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей; поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты. организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. 3. Принципы работы с одарёнными детьми Индивидуализация обучения. Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей способностей воспитанников. Принцип развивающего обучения. для реализации 4. Формы работы с одаренными детьми 4.1. При работе с одаренными обучающимися используются следующие формы: обучение по индивидуальному маршруту; конкурсы, олимпиады; обучение в подгруппах; проектная деятельность; творческие лаборатории; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; другие формы, выбранные педагогом как наиболее подходящие для конкретного обучающегося. 4.2. Работа с одаренными воспитанниками может быть организована как индивидуально, так и в группах. 5. Направления работы с одаренными детьми 5.1. Работа ведется по трем направлениям: с детьми, родителями (законными представителями), кадрами. Работа с детьми - Осуществляется педагогическими работниками. - Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков по дополнительным общеразвивающим программам, конкурсов, концертов, выставок, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных состязаний. - В работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского, проектного методов и компетентностного подхода. Работа с родителями - Данное направление курирует старший воспитатель, непосредственно осуществляют педагоги. - Работа с родителями (законными представителями) детей, имеющих ярко выраженные способности, проводится в форме консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации (памятки, буклеты), анкетирования, тестирования. Работа с кадрами - Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми; - Все педагоги работают по данному направлению в рамках дессиминации педагогического опыта. - Работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах, индивидуальных (творческих отчетов, консультаций). 6. Распределение функций по работе с одаренными детьми 6.1. В работе с одаренными детьми участвуют: заведующий образовательной организации, старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог. 6.2. Функции директора образовательной организации: утверждение годового плана работы с одаренными детьми и контроль его выполнения; обеспечение организационной поддержки работникам, работающим с одаренными детьми; назначение ответственных за работу с одаренными детьми. 6.3. Функции старшего воспитателя: контроль работы с одаренными детьми; оформление сводного годового плана работы с одаренными детьми; обеспечение организационной и методической поддержки работникам, работающим с одаренными детьми; организация и проведение семинаров по вопросам работы с одаренными детьми. 6.4. Функции воспитателя по работе с одаренными детьми: выявление одаренных детей; составление плана работы с одаренными детьми; корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней; организация индивидуальной работы с одаренными детьми; организация подготовки воспитанников к олимпиадам, конкурсам, викторинам, разного уровня; оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого отчета для представления на педагогическом совете; консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей; подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. 6.5. Функции узких специалистов: выявление одаренных детей; ежегодное планирование работы с одаренными обучающимися; организация и проведение диагностической работы с одаренными обучающимися; заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей) проведение индивидуальных и групповых занятий с одаренными обучающимися; ведение индивидуальной карты на каждого одаренного ребенка; проведение работы с воспитателями и родителями по вопросам работы с одаренными детьми; подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.